Школьное ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

Положение  об  ученическом самоуправлении 

ПЛАН РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД      файл (скачать)

ПРЕЗИДЕНТ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

ИРИХ КЯМИЛЕ РЕНАТОВНА

Цель —  формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через  

освоение навыков социального взаимодействия.

 Задачи ученического   самоуправления:

  • Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
  • Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
  • Определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
  • Организация деятельности органов ученического само­управления;
  • Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
  • Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
  • Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
  • Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного  мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

  • Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
  • Выборность — полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
  • Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
  • Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
  • Целесообразность — деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
  • Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
  • Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся;
  • Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

  

Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой  самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными  кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

           Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» — «сам» и «nomos» — «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

           С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

                     Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой   формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

         Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление —  объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.

 

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

 Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
  • Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность — организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
  • Художественно-эстетическая деятельность — тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
  • Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по

отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.

Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

Самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления — в социальной активности народа.

Политические корни, в частности, — в демократической культуре, идеологические —  в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные — в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку.

Нормативно – правовой блок

 Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

  • Закон об образовании
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности.
  • Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121, статья 122, статья 123)
  • Национальный проект «Образование».
  • Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.    

WordPress Lessons